Для любого начинающего фрилансера особо больной проблемой является общение с заказчиками. Фриланс-заказчики бывают разные, но правила общения с ними одинаковые. Все любят культурность речи и хотят чувствовать себя “главным заказчиком” даже если у Вас несколько параллельных проектов.
Цель общения с заказчиком
Первичная цель общения с заказчиком — это получение проекта и согласование работы по нему. Дальнейшие цели: уточнение моментов по ходу работы, описание проделанной работы, сдача результата, получение оплаты. На каждом из этих этапов нужно вести переговоры и правильно себя подавать.
Культура общения с заказчиком
Первое, что очень резко выделяет фрилансера — это культура общения. В Интернете общение ведется в основном с помощью переписки. И это очень нам на руку. Необходимо писать грамотно, ставить знаки препинания, соблюдать стилистику. Если вдруг заметили, что опечатались и уже отправили заказчику — во многих приложениях есть возможность исправить сообщение.
Как общаться с заказчиком: Вы или ты
Вечный вопрос Вы или ты. Заказчики, особенно на фрилансе, очень часто позволяют себе говорить с исполнителем на ты, тем самым показывая, что они “босс”. Я в своей работе, как фрилансер не имею боссов и всегда позиционируюсь как бизнес-партнер, а не просто исполнитель. При этом в общении использую поголовное Вы, чтобы не путаться. Предположим, что Вы работаете с несколькими заказчиками одновременно. Если с кем-то Вы общаетесь на “ты”, а с кем-то на “Вы”, то будет тратиться время, чтобы вспомнить и очень легко ошибиться.
Общение на биржах фриланса
Общение с заказчиками на биржах фриланса характеризуется своими особенностями. Во-первых на биржах необходимо оставлять много заявок. Во-вторых необходимо привлечь внимание заказчика для того, чтобы он начал детально общаться именно с Вами. Каким образом можно привлечь внимание?
Персонализация сообщения
По аккаунту заказчика практически всегда можно узнать его реальное имя. Начинайте свой отклик на проект с обращения по этому имени и приветствия. Это психологический момент, который способствует благоприятному восприятию Вашего сообщения.
Вникание в суть проблемы
Недостаточно просто обратиться по имени. Второй момент: всегда читайте задание полностью, вникайте в суть проблемы, выявляйте пути решения и сразу и предлагайте заказчику. То, что Вы сразу начинаете заниматься проблемой дает огромный плюс Вашему отклику. Вместе с этим рождается проблема. Если сразу начинать работать над каждым проектом, то тратится очень много времени. Я определил для себя за правило не проводить анализ более 10 минут. Это позволит сделать за 1 час не более 5 откликов, но конверсия от них будет очень велика.
Общение в Skype и других подобных мессенджерах
Если заказчик в проекте указывает свой Skype, то приоритет надо отдать именно общению в мессенджере. В этом случае ответ на бирже можно даже не писать, а сформулировать свое предложение в личной переписке.
Общение голосом
Многие заказчики предпочитают общаться голосом, что кроет в себе очень много проблем. Т.к. передача голосом нигде не зафиксирована, то к ней не обратишься после того как разговор прошел. Задание нигде не зафиксировано. В этом случае я обычно после разговора отсылаю заказчику сообщение с краткой постановкой задачи (постановкой заказчика), чтобы он мне подтвердил что все понятно верно.
Для заказчиков общение голосом часто удобно, а для фрилансеров наоборот отнимает много времени. Тем не менее общения голосом не стоит бояться. Многие заказчики просто хотят пообщаться с фрилансером до начала работы т.к. это косвенно создает дополнительную гарантию качества работы фрилансера.
Если Вы фрилансер-новичек, то количество заказчиков у Вас сейчас не очень велико. Со временем сформируется клиентская база и вопрос: Как общаться с заказчиками? не будет стоять так остро.
Оставить комментарий